Мишени на базе зенитных ракет
На полигонах широко использовались и используются ракеты — мишени, созданные на базе управляемых ракет зенитно-ракетных комплексов Войск ПВО страны и частей ПВО Сухопутных войск, которые имитируют современные и перспективные воздушные цели для тренировки личного состава зенитноракетных войск, а также для отработки и испытаний зенитно-ракетных систем.
Созданные для поражения летательных аппаратов зенитные ракеты по мере истечения срока эксплуатации или после снятия с вооружения какой — либо зенитно-ракетной системы на заводах-изготовителях илина заводах МО переоснащались в ракеты-мишени. ЗУР, переоборудованные в мишени, характеризуются высокими летно-техническими характеристиками. Они обладают широким диапазоном скоростей и высот полета, запредельной для пилотируемого летательного аппарата маневренностью, малой эффективной поверхностью рассеяния, что делает их
исключительно трудными для поиска и перехвата мишенями. К недостаткам мишеней этого типа можно отнести одноразовость применения и невозможность повторного захода мишени в зону поражения, малое время полета.
Родоначальником в направлении создания серийных ракет-мишеней на базе ЗУР стала ракета-мишень “РМ” с программным управлением — модификации ракет типа В-300 комплекса С-25. Мишень применялась для проведения учебно-боевых стрельб ЗРК ПВр страны в составе стационарного (перевозимого) мишенного комплекса.
Ракеты-мишени: “208” (B-300K3, модернизированный вариант ракеты “207” ЗРК С-25, без боевой части) и “218” (модернизированный вариант ракеты 5Я25М семейства “217” ЗРК С-25М) оснащались автопилотом и совершали полет на максимальную дальность до 200 км с постоянным азимутом относительно точки старта с вариацией высоты по программе. В зависимости от поставленной задачи РМ имитировали цели с различной ЭПР, скоростью и высотой полета. При необходимости ракета-мишень имитировала маневрирующие цели и самолеты-постановщики помех.
В ходе проведения учебно-боевых стрельб зенитно-ракетными дивизионами выполняются боевые задачи по уничтожению реальных воздушных целей — так называемые “упражнения”. Для упражнений типов “Белка-1" — “Белка-4” диапазоны высот полета ракеты-мишени (ранние варианты мишени) составляли: 80-1000 м; 6000- 11000 м; 18000-20000 м; полет с огибанием рельефа местности. Для упражнений “Звезда-5” при проведении учебно-боевых стрельб зенитными ракетными комплексами Войск ПВО страны используется ракета-мишень — имитатор стратегических крылатых ракет и самолетов ударной многоцелевой авиации. Длительность полета ракеты-мишени составляет до 80 секунд, после чего она самоликвидируется.
Эксплуатацию мишенного комплекса “Лиса” на полигонах ПВО осуществлял ИТБ — испытательный технический батальон. Боевые ракеты и мишени на их базе выпускались Тушинским машиностроительным заводом (Москва).
При размещении комплекса на полигоне разбиваются и обустраиваются позиция командного пункта, стартовая и техническая позиции. На позиции командного пункта раз-
мешаются кабина управления комплексом (специальная разработка, база авгомобмльнын прицеп типа ОдАЗ-828)”, стаття слежения и передачи команд доработанный вариант антенного поста комплекса С-75М. пульт у п равна шя за пуском и п одетом ракеты, РЛС круювого обзора, средства ратно и телефонной связи.
Па стартовой позиции размешаются до шести пусковых уст ановок — доработанные пусковые установки — стартовые столы комплекса системы С-25.
Подготовка ракет-мишеней к использованию ведется на технической позиции с использованием как шіатьіх среде їв системы С-25, так и новых образцов техники. Транс — портно-пої рузочнос оборудование и технические средства для проведення заправки ракет-мишеней компонентами тплива и воздухом (заправщик МС-10), для их предстартовой подготовки не прет ерпело су шест венных изменений. Контрольная установка для проведения предстартовой под — ютовкн ракет создана на базе пусковой установки шпа СМ-90 с заменой балки с направляющими на балку для размещения и подъема РМ Эпсрх ообсспсчепие всех позиций осущсств іяется от двух серийных передвижных днзельэлсктрнческнх станций (ДЭС)25.
РМ "Стриж" с собственной ЭПР 0,1-0,3 м2 оспашаются аппаратурой имитации акшниых радиопомех и создания сигналов-аналогов больше- размерных целей, трассерами для усиления ИК-излученпя, линзами Люнсберіа для увеличения ЭПР до 1,5-2 мг В состав бортового оборудования ввезены блоки автоматизированной спсгемы регистрации и оценки результаты стрельбы. На РМ введена система само іиквндацпп, которая срабатывает при уходе ракеї ы с курса на угол более 33", при ііарушсніїпстабіїлизациіі по крену или курсу, при прохождении разовой команды или при истечении установ іенного времени25.
Модифицированный вариант наземного комплекса “Лиса-М” с одноразовыми ракета ми-мишеня ми типа “Стриж" ("Сіриж-3", РМЗ-З)25-” создан в передвижном исполнении с широким применением средств зенитно-ракетных комплексов ПВО. Ракеты-мишени предназначены для имитации т иловых воздушных целей: самолетов стратегической и тактической авиации, аэробаллистн — ческнх и крылатых ракет.
Комплекс “Лиса-М” обеспечивает при проведении учебно-боевых стрельб ЗУР одиночный или групповой запуск раксг-мишснсй при любых погодных условиях в различных климатических зонах. Контроль полета ракет-мишеней и наблюдение за ними осуществляются непрерывно с помощью радиолокационных средств комплекса, при необходимости обеспечивается передача радиокоманд для коррекции іраекторин ц осуществления маневра.
Мишень “Стриж-3” для ими іацин крылатой ракеты разрабатывалась с копна 1980-х годов. Испьиання были проведепыв 1994-1995годах. Мишень способна совершать полет с оі н — баиием рс гьефа местности на высоте около 50 метров и резко подниматься до высоты I км, чю существенно затрудняет сс обнаружение25-”.
Стартовая масса РМЗ-З около 4000 кг. Двухрсжимпый ЖРД позволяет досипать РМ скорости около 1200 м/с, которая на пассивном участке траектории снижается до 150- 120 м/с. Управ теине полетом РМ производится автономно по программе или по радиокомандам с земли при контроле за сс месіоположсннем по сигналам бортового радиоот — встчнка 21 Гб с использованием РЛС мша “Кам-а”. Установка на мато — вмеопюм варианте РМ радиовысотомера-ответчика 24Г6-К26 позволяет выполня і ь полет на малой высоте (50- 1000 м) на дальность до 50 км со скоростью от 650 до 120 м/с25.
Мишень "Стриж-4” — развитие мишеней семейства РМ. Отличительной особенностью мишени этого варианта является ее оснащение автоматизированной системой оценки резулыаюв стрельбы (АСОРС).
Использование системы с размещением 8 датчиков злектромаї нптного импульса оптического (инфракрасного) шапазона и до 120 датчиков попаданий поражающих элементов в составе воздушной мишени позволяет имитировать и оценнва і ь у язвпмость жизненно важных аі регатов и силовых элементов конструкции средств воздушного нападения в полете.
Система, бортовая аппаратура которой размещена в бропекон — тспнере объемом 9 дм5, позволяет нзмсряіь расстояние до подрыва ЗУР в діапазоне 10-90 м с погрешностью 2 м +5% от лальпосін. угловое положение подрыва определяется с
точностью 30". Оснащение мишеней системой АСОРС дасг возможность оперативно получать достоверную информацию о результатах стрельбы н при необходимое і и передавать ее через систему передачи данных в цеп і р сбора, дальнейшей обработки, хранения и сравнительной оценки эффективности ракетных систем перехвата.
Кроме стандартною оборудования комплекса “Лпса-М" для
эксплуатации системы АСОРС придаются следующие наземные средства: наземная радиотслеметрнчсская станция (на базе автомобильного полуприцепа); РЛС типа “Кама" (антенный пост на автомобильном прицепе и аппаратный контейнер на шасси автомобиля типа ГАЗ-66) для определения дальности до мишени в ходе полета; радиолиния для передачи данных па командный пункт (пункт обработки и хранения даішьіх)на базе
автомобиля типа Г АЗ-66 с выносным антенно-мачтовым устройством. На позиции стрельбового швизионл ЗУР размешаются аналогичные наземная радиотелемсірическая станция и радиолиния для передачи данных на командный пункт23.
Ракеты-мишепн типа РМ различных модификаций используются Войсками ПВО страны с 1965 года, общее количество использованных за этот период ракет-мншеней около 11000.
Ракеты различных модификаций зенитно-ракетных комплексов С-75 "Волхов” и С-125 “Нева" при переоборудовании их в м шпени позволяют имитировать летательные аппараты типа крылаіая и баллистическая ракета с характеристиками значительно превышающими мировые аналоги”. Материальные затраты на переоборудование снятых российской армии с вооружения боевых ракет в мишени незначительны.
На базе снятых с вооружения двухступенчатых ЗУР системы С-75 (20Д различных модификаций. 5Я23) со стартовыми Г1РД н с маршевым ЖРД разработана ракета-мишень РМ-75 в двух основных модификациях. PYI-75MB — маловысотная мншень. используется для іімніапни воздушных целей в диапазоне вьісої 50-500 м при скорости полета 200-650 м/с. да іьпость полета 40 км. РМ-75В — высотная раксіа-мишень с дальностью полета 40-100 км, позво іяет имитировать воздушные цели на высотах от 1000 до 20000 м со скоростями полета 350-1200 м/с25.
Управление мишенью типа РМ-75 автономное по проірамме и (или) радиокомандное с использованием наземных Средств передвижною комплекса “Лиса-М".
РМ-75 с собственной ЭГ1Р 0,1-0,4 м2 может оснащаться аппаратурой имитации активных радпопохіех п автоматизированной системой регистрации и оценки результатов обст рела. В состав бортового оборудования вводятся трассеры для усиления ИК — излучення, линзы Люнсберга для увеличения Э11Р до 0,2-1,9 м2, радио — 018ЄТЧНК 21 Гб25.
Предполетная подготовка мишеней РМ-75 ведется с использованием штатных средств зенитно-ракетной системы С-75. Запуск мишеней производится со штатных пусковых уеза — иовоктнпа СМ-90, спроектированных в КБСМ (ранее — ЦКБ-34, Ленинград).
На мишенях типа РМ-75 введена система самоликвидации, которая
ери ба гываст при уходе ракеты с курса при нарушении стабнлнзацннпо крену или курсу, при прохождении разовой команды или при истечении установленного времени. Стартовая масса мишени ціпа РМ-75 около 2350 кг, длина — около 10,6 м Массо-1 аба — ритпые характеристики зависят oi варианта и оснащения мишени, от модификации переоборудуемой боевой ракеты.
Мишени 1’М “Стриж”, РМ-75. система АСОРС выпускаются московским ОАО “Молния"25.
Вят ским млшннос і рои тельным предприяпісм “Авиток" для войск ПВО разработана мишень РМ-5В27А “Пищаль”а — Vl с эффективной поверхностью рассеяния 0,07-0,3 м2 на базе шухступенчатон твердотопливной зсип і нон управляемой ракеты 5В27 (В-601П) зени то-раке того комплекса системы С-І25М. При доработке боевой ЗУР с нее демонтируются радновзрыва гель и боевая часть, устанавливаются бортовое программно-командное устройство, обеспечивающее выбор требуемой траектории полета, и трассер со временем работы ПО с для визуальною (оптического) копіро. ія за полетом мишени. На начальном участке полета мишень РМ-5В27 управляется в штатном режиме станции наведения ракет СНР-І25МІ по радиокомандам с переходом на автономное управ іенпс от бортовой системы.
При реализации пусков мишени с автономным участком полета зона обстрела составляет 12-30 км максимальное время полета — 100 секунд, высота полета 2-6 км. Траектория полета мишени выбирается перед пуском и может быт ь как без маневра, так и с маневром кабрирования (с персі рузкон 2-8 единиц) и ш пикирования под углом 5-70 градусов. Маневр скоростью обеспечивается работой ускорителя и маршевого двигателя при штатном режиме полета РМ, а также возможностью задержки запуска маршевого двигателя. При использовании баллистической траектории полсіа обеспечивается максимальное полетное время — 200 секунд. Зона обстрела достигает по дальнее і и 30-80-95 км, диапазон высот полета — 5-50 км
Самоликвидация этой РМ осуществляется за счсз подрыва предохранительно-исполнительного механизма (ПIІМ) при превышении за чанного полетного времени, при прохождении принудительной коман ты с
Основные характеристики мишеней, созданных на базе управляемых ракет
Характеристики |
РМЗ-З "Стриж-3" |
РМ-75В |
РМ-75МВ |
РМ-5В27 "Пищаль" |
РМ-5В28 |
Изготовитель |
НПО "Молния" |
НПО "Молния" |
НПО "Молния” |
"Авитек" |
лез |
Состояние |
в зксплуаіации |
опытная |
|||
Размеры, м: |
|||||
■ длина (габаритная) |
12 |
10.6(10,78) |
10.6 |
5,948 |
10.45 |
— размах крыла |
2.6 |
1.7 |
1,7 |
2,51 |
|
— диаметр фюзеляжа II ступени |
0,65 |
0.5 |
0.5 |
0,371-0.375 |
0,75 |
ЭПР, кв. м |
|||||
— собственная |
0.1-0.3 |
0.1-0.4 |
0,1 -0.4 |
||
— с линзами Люнеберга |
1,5-2 |
0,2-1,9 |
0,2-1,9 |
||
Масса, кг: |
|||||
■ взлетная (стартовая) |
4000 |
2350 |
2350 |
939-950 |
7100 |
Двигатель, тип: |
ЖРД |
ЖРД |
ЖРД |
РДТТ |
ЖРД |
— марка |
С2.720 |
С2.720 |
5Д67 |
||
— тяга, кг |
до 12000 |
||||
Тип стартового двиг. |
нет |
РДТТ |
РДТТ |
РДТТ 5С45 |
РДТТ 5С25. 5С28 |
Дальность полета, км |
50-200 |
40-100 |
до 40 |
12-30 |
(200) |
Скорость, м/с: |
1200-150 |
1200-350 |
650-200 |
650-200 |
|
Время работы да. сек. |
. |
22 |
до 100 |
||
Высоты полета, м |
1000-30000 50-1000 |
1000-20000 |
50-500 |
10-6000 |
до 40000 |
Тин ПУ (носитель) |
наземная |
наземная |
наземная |
наземная |
наземная |
СМ-90 (модиф.) |
СМ-90 |
СМ-90 |
5П71 или 5П73 |
5П72Б |
командного пункта или по пропадании команд радиоуправления СНР.
Для переоборудования в мншенн используются боевые ракеты 5В27 различных модификаций, у которых закончились сроки эксплуатации. Парк отслуживших свой срок ЗУР в России насчитывает десятки тысяч единиц.
Запуск мншени осуществляется с двухбалочных пусковых установок
5П71 или с четырехбалочных пусковых установок 5П73 (обе — пусковые установки, состоявшие на вооружении в составе системы С-125, разработаны в КБСМ) с использованием штатного наземного комплекта оборудования. СНРкомплексаС-125 “Нева” (С-125М) может быть использована как для пуска мншеней, так и для ведения боевой работы со штатными ЗУР. Энергообеспечение комплекса управ-
лення н пусковой установки осуществляется от передвижной дизель- электростанции 5Е96А (от малого агрегата мощностью 30 кВт).
РМ “Пищаль” нетребует проверок в течение двух лет эксплуатации. Характеристики РМ-5В27 позволяют применять ее при обучении боевых расчетов ЗРК различных классов, включая самые современные типа “Панцирь” или С-300. Мишень прошла весь комплекс испытаний в 1997- 1998 годах и в настоящее время готова к применению78-
На базе техники системы С-200В “Вега” по заказу Министерства Обороны СССР с конца 1980-х годов также разрабатывался мишенный комплекс.
Наибольшей переработке подверглась ракета (первоначально предполагалось использовать ракеты 5В21 и 5В28 различных модификаций). После демонтажа пассивной радиолокационной ГСН, боевой части в носовой части ракеты устанавливались дополнительные грузы для сохранения положения центра тяжести. Также вводилось бортовое программное устройство, которое позволяло вести ракету после старта с помощью автопилота по заранее заданной программе. Имитация
www. vokb-la. spb. riif — Самолёт своими руками?! hi U U UICHU
разнообразных воздушных пс ієн н траекторий их нозета доспи а іась за счет использования набора шповых ПОЛС1НЫХ задании — программ Для радио юкаиноиного и визу. ііьною наблюдения на ракете устанавливались ответчики н ірасссрьі. Для обеспечения безопасной зксп і> а і ацнн па раке ГЄ-МИНІСНИ пре іу сматривалось использование системы самотикви данин, запускавшейся по команде с земли или ав і оматичсскн при су щест — ВСННЫХ отклонениях О Г нрої pa XI много задання, при пропадании бордового піпашія, при превышении заданного поле того времени. . Кош роль за пространственным положением ракеты осу шест вля іся шинным и радиолокационными среде івахш системы К сожалению, перепек гпвные работы небыли завершены из-за прекращения в достаточной сіепснн финансирования консірукторсннх, исследовательских работ н испытании после
пропсДСНПЯ ПО.’ІІІІ ОНІН. ІХ 11СНЫППІНІІ
нескольких переоборудованных в мишени боевых раксп
I la базе боевых среде і в коми іексл ПВО Сухопутных войск “Оса-АК” разработан у ннверед іьньїіі хіиніеііііьш коми іскс 9Ф69І с ракетон-хнниеныо 9ФК4І (9МК4ІМ) “Саман”2 *. предназначенный пя нспо іьзования при проведении боевых и учебно-тренировочных стрел ьб ра з л н ч 11 ы х зен 11т- ных средств. Комп іскс обсспсчивасі полет ракеїм-мнінспії в диапазоне вьісої от 50 до 5000 м на дальность 20- 22 кXI по траекториях!, характерных! шя большн не і ва ере іс і в возлутшюі о папаленпя, в іохі числе возможна имитацияпротнво іокаїїиоінпахракеї типа “Шрапк” {AGM-54 Shrike).
Вя гским машинострон 1СЛЫН.1Х1 предприязнсхі “Авнгск" пол руководством їлавного конструктора О. Жарого создан имитатор воздушной цели (НВЦ) 9Ф84І “Саман”м на базе ЗУР кохіплскса “Оса-АКМ”. коюрын по СВОНХ1 тсомстрнческнхі. бал шетіїчсскіїхінраніоіокационньїхі хар. ік ісрнсі нкахі практически аналогичен современным срслствахі настхпатс іьного высокоточною оружия тактического звена потенциального противника. Раксга-хш — шень кохіплскса — лоработаннын вариант раксіьі типа 9МЗЗ іюбоіі хюднфнкацнн без боевого снаряжения
Боевая машина 9АЗЗБМ2
ЗРК "Оса — і КМ"
почета При использовании дополнительною блока згог мишенный комплекс может обеспечить практически новую характерную для современных средств воздушного нападения траекторию поле га, в том числе на постоянном н предельно малой высоте25- "к. В целях безопасное гм использования комплекса предусмотрена самоликвидация мишени при возникновении нештатных ситуаций. Автоматическая самоликвидация производится при потере радиоуправления в зоне вывода и пн осуществляется сбросом управления из боевой машины. При необходимоеш возможна принудительная ликвидация И ВЦ на управляемом участке траектории полета на дальностях до 11 км. .
Готовность к боевому применению комплекса — 1 минута. Скорость мишени в зоне переход ia 250-150 м/с. В течение всего поле та обеспечивается возможность визуального наблюдения за мншеныо и се видимость в инфракрасном диапазоне час ют. Мишель 9Ф84І имеет управляемый по радиокомандам участок полета до вывода ее на дальносіь 11 км в диапазоне вьісої 50-5000 м. На автономном участке іраекторнн имеется возможность выбора іраск — торнн без маневра и с маневром (кабрирование). В комплексе заложена возможносіь имитации парной цели двумя И ВЦ. запущеннымн с интервалом 5 секунд2′.
Для пуска и управ існня полсюм И ВЦ используется ні таї пая боевая машина 9АЗЗБМ2 (9АЗЗКМЗ) ЗРК "Оса-АКМ".
НВЦ поставляется для использования в ТПК п нс ірсбуст допо і- лительных проверок и обслуживания в ІЄЧСІІИС всего срока эксплуатации. При эксплуатации применяется штатный комплект наземного оборудования ЗРК. Количество МВЦ в боекомплекте мишенного комплекса — 6 штук.
В настоящее время разработана мишень 9Ф841А “Сачан-А" с автономної! системой управления от бортового прої раммного усіронсіва с дальностью полета до 25 км и временем подтотовки к пуску до 30 секунд. Для запуска мишеней в условиях полигона используется четырехба ючная пусковая установка 5П73 зенитно-ракетного комплекса С-125М. На ГІУ через специальные перехо шпки можетбыть ус і ановлено до 4 мишеней в ТПК Подготовка мишеней к пуску н пуск осушест-
вляются с применением специального пульта без участия стартовой автоматики комплекса С-125М15.
Использование нескольких автономных мишенных постов с РМ типа 5В27А и 9Ф841 позволяет моделировать многоэшелонированиый воздушный удар для проверяемых средств
пвсГ
Ракста-мншень 9V1319M “Вираж”vl (созданы варианты “Вираж-1 Б", “Вираж-1М") является имитатором тактических баллистических ракет с дальностью старта до 120 км. Сверхзвуковая мишень создана на базе ракеты ЗМ8 (и се модификации) хорошо известного зенитно-ракетного комплекса ПВО Сухопутных войск 2К11 “Круї". Для управления сверхзвуковой мишенью Завод имени М И. Калинина (бывший завод №8, эвакуированный в Свердловск из под Москвы в 1941 году) производи! становк программного устройства
невским Г. ЛСТИ0Н
Бест/ шитые ісшапіс /ьные аппараты
на сганшні наведения 1С32 (проект разработан СКВ “Новатор”). По же іанию заказчика ракеты при переоборудовании в заво іскпх условиях могут быть доработаны в сверхзвуковые мишени с увеличенной дальностью и автономным управ — ICHHCM без использования станции наведення.
В настоящее время на базе ЗУР ЗМ9М1 комплекса 2К12М "Куб" (экспортный вариант — “Квадрат") создана скоростная ракета-мишень 3M20M 325-ш.
На ракстс-мнінсмн вместо штатной боевой части н радновзрывагеля установлен блок, осуществ іяіоїцпн проіраммнос ynpaBjicHiic на іраек — ториях полсіа, программный выброс ложных тепловых помех, рашосоп — ровожденне н самоликвидацию па траекіоріні. ІІІіатная полуактнвііая ГСП ракеты ЗМ9МЗ на ракете — м и і мені нс за існствована.
На РМ ус IX) нов лен трассер н специальный бток, обеспечивающий задержку запуска прямоточного твердотоп ІПВНОІ О івигаїс. тя маршевой cry пени. С помощью боргової! системы программного управления реализуются следующие і иловые траектории: прямолинейный по іеі в Ніагг. гюне высот от 500 до 1000 м, оі 1000 до 2000 м, от 4000 до 6000 м; полет с кабрированием н ш пикированием с перегрузками 5-8 сд.. полеты с маневром в юрнзонта плюй плоское пі піна “змейка" с пере — ірузкої до 5 сд. н с маневром на увеличение параметра Возможна реалиїдцня ба ілнстпческоіі траектории (максимальная высота 20000
м. дальность поле і а — 50 км. поле і мое время до 140 с) при имитации оперативно-тактической ракеты к іас — са “земля-земля" Поставки міпнеші производятся в полноеіью укомплектованном виде; для запуска используются доработанные самоходные установки 2П25 различных модификаций
КБ точною машиностроения разработало МІЮГОЦС-ІЄВХІО поз ЗМІНІМО мишень для обеспечения учебно — боевых сірельб комп ісксов ПВО. Мишень со ствртовон массой 75 кг имитирует современные комплексы высокоточного оружия излучая жер — гню в радио — и ИК-днапазонах. Дзя старта используется пусковая установка ЗРК "Сзрепа-10" (на ПУ размешается до 3 мишеней Максимальная дальность пуска мишени — 25 км, средняя скорое іь полета — 250 м/с.
Оеноншас* характеристики мишеней, ензушных ни базе управляемых ракет ПКО Сухону г шах Конек |
Одна из современных мишеней — мишень “Синица" (“Снница-23") с малой эффективной отражающей поверхностью и скоростью полета до 900 м/с1′, ими тирующая перспективное оружие — высокоскорос I ные крылатые ракеты с малой отражающей поверхностью, прош іа пс — гп. маїпія осенью 1996 — весион 1997
арактеріігтнкіі ракеты |
ЗМЗЗЗ |
ЗМЗЗ |
З. МЧМЗ |
З. М8ЧІ / З. М5М2 |
(мишени) |
(9Ф84І "Саман") |
(ЗМ20МЗ) |
(JM319M "Вираж") |
|
Комнзгкс |
"Стрела-К>МЗ" |
"ОсаАКМ |
2KI2 К6" |
2KI1 "Крут" |
Ра (работник ракеты |
КБ Точмаш |
МКБ "Факс/ |
ОКБ-134 |
ОКБ-8 Свердловскс і о СНХ |
(мишени) |
("Авитек’) |
(СКВ ’Новатор ) |
||
Изготовитель |
"Авитек |
|||
Upon 1ПІ13ГТВО |
ссрииние |
|||
Состояние |
н эксплуатации |
|||
РіІЧгрії! ММ |
||||
глина |
2190 |
3150-3160 |
5806 |
8800 / 8400 |
|>Л<Ч4 К|)1ЛЛ |
550(650) |
1200 |
2300 |
|
імамі*ігї фкнетяжа |
120 |
208-210 |
330 |
|
-)ПР. кіі м |
0.08 0.6 |
|||
Масса с і ртовая кг |
125(1 |
580-605 |
2450-2500 |
|
, (внгатель. тип |
РДТТ |
РДТТ |
РДТТ |
ЖРД |
1 ни гт. рюнотп ншіагепя |
ИСТ |
нет |
РДТТ |
РДТТ |
Латыни п. полета, кч |
25 |
10-15 (Л 22) |
до 50 |
50-72 (до 120) |
і“корт и. полсти м/с |
250-500 |
250 150 |
2.5-2.8М |
2.5М |
Высоты полета, ч |
до 5000 |
25 (5) |
20 20000 |
-V) 30000 |
I им ПУ (ноипель) |
сачохтиаи |
и .ИСМ ПИЯ. |
салюхоКния |
і імоханми |
9A34M3. 9A35M3 |
самоходная |
2П25 |
2П24 |
|
(старт и«ТПК) |
9АЗЗБМЗ 9АЗЗБМЗ |
~ JuJ — летающие лаборатории
В Советском Союзе, а с 1991 юла в России создавались беспилотные аппараты для проверки в реальных полетных условиях компоновочных, технических и технолог мческнх решений, принятых при проектировании перспективных образцов техники, отработки двигателей, бортовой аппаратуры и т. д.
Создание беспилотных моделей — аналогов и динамически подобных летающих моделей при разработке авиационной н авиационно-космической пилотируемой техники стало
второй половины XX века. Беспилотные ЛЛ оснащались не только системами обеспечения полета по программе или дистанционного управ іепня, системами обеспечения посадки или спасения отдельных отсеков и экспериментального обо- рудова и ия, но и а п па ра гу рой з а пней и передачи телеметрической информации о параметрах поле і а, работы бортовых систем и исследуемых образцов техники (материалов) или систем.
При создании практически всех
стадиях испытаний использовались телеметрические варианты ракет, которые ис являлись боевыми изделиями. а были летающими лабораториями для проведения комплексных исследований и отработки изделия в реальных условиях с максимально возможным сбором информации о работе бортовых систем и узлов.
Однако, кроме проведения работ в обеспечение создания конкреэного образца авиацноппоп и ні боевой ракетной ІЄХНИКН, при которых создавались омытые беспилотыс легате н. ныеаппараты, в нашей стране велись работ ы по созданию спей наль — ных беспилотных летающих лабораторий для проведения тегных исследований по отдельным проіраммам. Лета іельиьіс аппараты данного класса целесообразно рассматривать как беспилотные летательные аппараты — лаборатории
Пракшческн сразу после окончания Великой Огечест венной войны ученые в Советском Союзе приступили к изучению аэродинамики больших дозвуковых и сверхзвуковых скорое і ей. Для исследований использовались крупноразмерные модели, сбрачыиасмые с самолс і ов-бомбардн — ровшнков, которые в свободном паленин (отвесном пикировании) развивали недоступную для само ісюв і ого времени свсрхзву ковую скорость полета.
Отінім из направлений создания беепп ютнмх летающих лабораторий стала разработка летающих стендов для 01 работки гнперзвуковых воздушно-реактивных двигателей Летательные аппараты для проведения исследований в этом направлении создавались либо на базе боевых беспилотных аппаратов, либо разрабатывались специально, но создание па их базе пилотируемых аппаргов не предусматривалось, что делает целесообразным привести в этом обзоре некоторые момешы из нсюрин их разработки.
Для проведения летных испытаний па больших скоростях совместно с немецкой фирмой ОН В System (Orbital — und Hydrotechnolagie Bremen-System GmbH) па базе авиационной ракеты большой дальности Х-22 создан демоне гра юр і иперзвуковой технологии — гиперзвуковая леїающая лаборатория (ГЛЛ) "Радуга-Д2”
В качестве носи геля используется самотетТу-22МЗ. способный осущсст-
www. vokb-la. spb. ru — Самолёт своими руками?!